Гексли. Характеристика интуитивно-этического экстратима

Автор: Аушра Аугустинавичюте

Псевдонимы: Гексли, Марк Твен

Активное кольцо ИМ такого индивида питается сигналами от внешних и внутренних качеств окружающих индивида объектов и субъектов. Оно продуцирует его логические и этические отношения с этими объектами и субъектами. Пассивное кольцо питается сигналами, информирующими индивида об его самочувствии в настоящее время и о чувстве опасности или безопасности в будущем. Продуцирует же оно рабочую-моторную активность самого индивида и его умение воздействовать на других своими эмоциями .

Оглавление
I. Суперэго
II. Эго
III. Суперид
IV. Ид
V. Общая характеристика типа. Примеры
VI. Внешние черты
I. Суперэго

Социально-конформный, информационный блок. Средство репродукции объективной картины внешнего мира. Блок социальных экспектаций, при реализации которого человек старается выполнять ожидаемое другими.

Блок для объективного отражения, фотографии действительности. Средство объективного познания мира, блок-читатель. Блок высокой самокритичности — совесть человека. Блок социальной ответственности и долга.

Предмет ориентации, или акцептный элемент блока. Блок Суперэго, которым интуитивно-этический экстраверт приспосабливается к нормам общества, образован из экстравертной сенсорики и интровертной логики: +. То есть предметом ориентации во внешнем мире является объект и его кинетические свойства. Поэтому произвольное внимание индивида обращено на все попадающиеся на его пути объекты. Притом на ту их сторону, те качества, которые говорят об объективной эстетической и потребительски-прагматической полезности и ценности объектов и обусловливаются внешним, силовым “логическим” воздействием одного объекта на другие; его объемом, организованностью, силой (кинетической энергией), не принимая во внимание ни потенциальных возможностей, ни того, что вытекает из природы объекта как одушевленного существа.

Живые существа этим блоком приравниваются к неодушевленным и оцениваются на общих эстетико-прагматических началах, потому что блоку знакомы только логические (), а не этические () отношения.

Суперэго — блок широкого диапазона. Учитываются все попадающие на глаза объекты и все встречающиеся люди. Ко всем этим «встречным» на логическом блоке нет и не может быть духовной теплоты, а лишь логика и рационализм. То есть такой индивид ведет себя с широким кругом людей разумно, логично и холодно, не размякает, не склонен к уступкам, уступает только силе.

Блок Суперэго — приспособление сознания к социуму, информационные рельсы, по которым и не отрываясь от которых двигается сознание. Информация собирается как по первой, так и по второй сигнальной системе. В случае надобности она вся осознается и переводится на вторую сигнальную систему. Самая главная черта — она, как и вся получаемая этим кольцом информация, хранится в долговременной памяти индивида.

Итак, акцептный элемент блока Суперэго “прикреплен” к внешнему миру, как к рельсам, чтобы впитывать в себя всю информацию и всегда иметь нужный вывод на продуктивном элементе; то есть для того, чтобы можно было доверять своему продуктивному элементу. В данном случае акцептный элемент – только средство, продуктивный – цель.

У людей этого типа ярко выраженное стремление к коллекционированию информации обо всем объективном, что нередко проявляется в энциклопедических знаниях индивида. Гораздо большая склонность к научно-популярной, чем к художественной литература. Хотя очень глубокого познания объекта нет и не может быть. Кто знает много вширь, не может знать столько же вглубь.

Если это ученый, он – энциклопедист, удивляющий всесторонними знаниями, которые извлекаются при каждой потребности из закромов памяти — не для того, чтобы удивить, хотя часто может так показаться, а чтобы просветить других, поделиться с ними накопленным на Суперэго богатством. У Суперэго жизненная потребность информировать окружающих, вплоть до целого общества.

От собственных научных выводов у людей этого типа есть склонность отказываться. Потому что информация, которую собирает Суперэго, отличается абсолютной объективностью. С точки зрения индивида, его собственное мнение такой объективностью не отличается. Поэтому от высказываний и воздерживаются – не из-за страха сказать свое мнение, а из-за опасности стать или показаться необъективным. Суперэго как информационная часть интеллекта человека не имеет права на субъективность. Оно лишь принимает информацию, хранит ее и передает другим.

Интуитивно-этический экстратим много рассуждает обо всех объектах, с удовольствием обменивается информацией. То есть и сам ее дает, и с жадностью поглощает новую. Известное стариковское свойство только рассказывать и ничего не слушать объясняется не только тем, что им не хватает аудитории, но и тем, что они утратили способность к приспособлению и что их Суперэго не нуждается в новой информации.

Блок обеспечивает всех желающих правдивой и честной информацией даже в тех случаях, когда это противоречит интересам самой личности. Не устает, объясняя одно и то же. Но все это на уровне рассуждений. Это не то, о чем спорят. Это то, о чем рассуждают, как правило, очень мало прибавляя от себя. Рассуждают в ожидании, что кто-то со стороны поможет во всем разобраться. Очень многое пересказывается не ради зарождения новой истины, а в поиске контактов и новой информации.

может казаться рассеянным, невнимательным или как бы парящим над миром объектов только потому, что его внимание приковывается к каждому новому объекту, чтобы вплести этот новый объект в общую сеть с другими. Каждый новый объект, новое свойство принимается во внимание, оценивается, запоминается. Как только появляется время для размышлений, все это всплывает из памяти. Все свободное время (свободное от актуальных дел) совершенно автоматически отводится осмысливанию и взвешиванию этой информации. Сбор информации но Суперэго человека не утомляет. Эта информация как бы впитывается сама собой.

Какую информацию этот блок получает о других людях, об объективном? О красоте, силе, здоровье, месте на социальной лестнице, образовании, службе, заработках, богатстве, имущественном положении, и т.п. Что касается эротической жизни — о потенциальных возможностях человека. Неважно, сколько партнеров или супругов у него (у нее) было, важно, не из-за отсутствия ли потенции (фригидности) его (её) оставили. То есть все это свойства, которые говорят о человеке как о действующей силе, которые характеризуют его “кинетическую энергию”. При этом остаются без внимания те свойства, которые дают возможность оценивать человека как существо, не безразличное к другим существам и их отношению к себе.

Враги общества. Все, кто угрожает миру ценных объектов, становятся для людей этого типа врагами общества, агрессорами. В том числе, и те, кто угрожает научным теориям. То есть тому, что воспринимается первым элементом Суперэго, что является объектом ориентации во внешнем мире: искусство, устоявшиеся научные теории и гипотезы, как и другие объекты. Угроза вызывает агрессию. У этого типа она проявляется не в действиях, а в словах, в едком юморе и сарказме. Убивает он словом, шутками, улыбками презрения. В действиях этот индивид исключительно осторожен. Действует только так, как надо, как принято (блок Ид).

Примечание. То, что в своем озорстве люди этого типа не склонны переступать границы дозволенного, отлично видно на примере приключений Тома Сойера, который, несмотря на свой несносный характер, не нарушал своими поступками никакие серьезные правила. По сути он делал только дозволенное, но делал это так, что это в нужной для него степени шокировало окружающих.

Самоусовершенствование. На Суперэго ведется постоянная борьба за самоусовершенствование. У людей этого типа неизбежно постоянное недовольство собой и тем, как они преподносят себя другим. Иначе человек потеряет ориентацию в вечно изменяющемся внешнем мире. Самокритичность пропадает вместе с потерей интереса к приспособлению, то есть с потерей интереса к объективному миру и тому, что в нем происходит. Пока Суперэго беспокойно, пока есть тяга к самоусовершенствованию и определенная неуверенность в себе, до тех пор человек не теряет бодрости духа, не превращается в старца.

Самоусовершенствование такого индивида — это улучшение своих объективных качеств и качеств других объектов, начиная с эстетического момента — элегантности, наборов красивых ценных вещей — и кончая приобретением всевозможных дипломов, степеней, справок, знаков отличия и т.д.

Сбор информации обо всех других объектах — это тоже самоусовершенствование. Это возможность сравнения себя с другими, возможность самооценки себя среди других, возможность конкуренции с другими.

Какие новые качества может и старается приобрести интуитивно-этический экстратим? В наши дни такими объективными качествами часто являются научная степень или карьера артиста. А также обеспеченность объектами — машиной, дачей, модной одеждой — всем тем, что увеличивает ценность одного человека-объекта среди других. Хотя со стороны Гексли всё это будет подаваться обществу с определенной небрежностью, как будто оно его меньше всего интересует. Потому, что как раз эта оценка его интересует больше других. А также и потому, что оценка нужна объективная, на которую можно надеяться лишь при этой небрежности, при демонстрации, что всё нипочем. Иначе, жалея его, скроют истину, и он останется в своих ошибках. Объективность дает возможность принять во внимание отклонения от нормы, и чем раньше, тем лучше.

Продукция блока. Того, кто воспринимает, то есть акцептирует информацию об объекте, неизбежно интересуют и отношения между объектами. А тем более — свое логичное место среди них, то есть свои настоящие отношения с ними. Однако тот, кто акцептирует всю информацию об объектах, недополучает ее об отношениях. Хотя эти отношения — такая же объективная действительность, как и сами объекты. Экстравертирующие блоки эту действительность — отношения — продуцируют, то есть создают сами.

Продуктивный элемент описываемого нами блока дает ответ, какими, по-видимому, должны быть или являются отношения между разными объектами, в том числе и с самим субъектом восприятия. Эти выводы как бы сами собой вытекают из попавшей на блок информации. Но сам индивид проявляет активность лишь при сборе информации. Вывод же, его правильность и неправильность, объективность и необъективность определяется ее (информации на Суперэго) количеством и качеством. Отношения между объектами в сознании такого индивида — производная от свойств объектов, вступающих в эти отношения.

У экстратима нет чувства права на нарушение суверенитета и целостности объекта. Объекты созерцают, манипулировать же можно лишь отношениями, которые в руках экстратима превращаются в орудие воздействия на внешний мир. То, что экстратим знает об отношениях, никогда не соответствует на 100% тому, какими они являются на самом деле. В понимание межобъектных как логических так и этических , как пространственных , так и временных отношений неизменно вкрадывается неточность. Никакой субъект не может познать все до одного объекты, а это значит, и полной обусловленности любого из них всеми другими. Его знания об этих отношениях всегда в какой-то мере субъективны. И поэтому конкретным отношениям интуитивно-этического экстратима с внешним миром может не хватать того, что обычно, называется логичностью. Или окружающим может казаться, что логики недостает. Это склоняет к исключительной осторожности.

Экстратим плохо чувствует отношения. Все происходящее для экстратима является результатом реализации определенных качеств вступающих во взаимодействие объектов. Для интротима любой факт — всегда результат отношения объектов.

Чем больше в Суперэго скопилось информации, тем меньше разрыв между реальными объектно-логическими отношениями и тем, как они индивиду представляются. И тем его отношения более адекватны действительности, в них больше логики. Тем меньше опасность получить удар по МНС*. Это дает чувство знания своего места среди других. Если чувство своего места субъекта совпадает с чувствами других, вопрос о его логике не возникает. Индивид создает впечатление хорошо социализированного субъекта.

* Место наименьшего сопротивления. (Прим. редактора)

О том, насколько произвольные выводы блока соответствуют действительности и — самое главное — тому, как эту действительность видит социум, то есть объективно существующему в социуме, судит по реакции окружения. Отрицательная реакция на приспособленческую продукцию Суперэго стрессирует. Это удары по МНС. Часто приводят в недоумение и фрустируют даже положительные реакции. Продукция этого блока должна вписываться в окружающую действительность полностью; то, что другие замечают, недостаточно хорошо вписано. Наличие ударов говорит о неопределенности индивида. О том, что он не учитывает каких-то социальных ценностей, объектов или их свойств, и картина объективно-логических отношений в сознании данного индивида достаточно сильно отличается от социальной реальности. Продукция блока не должна привлекать внимания посторонних больше, чем новый костюм светского человека. А происходит это лишь при условии, что отношения адекватны выступающим в них объектам. Этот индивид вступает только в такие логические отношения, каких от него ожидают другие.

Сильная положительная оценка продукции блока другим индивидом воспринимается негативно: чувствует себя выскочкой. Комплименты посторонних кажутся фальшивыми, свидетельствуют о неблагожелательности. Во всяком случае, это неприятно потрясает и настораживает.

Лучший показатель отсутствия ошибок — отношения, которые не привлекают ничье внимание, не вызывают ни критики за глупость, ни похвалы за разумность. Признак качественной продукции этого блока — незаметность.

На блоке Суперэго особенно важную роль играет правильная самооценка себя как объекта и установление отношений, соответствующих объективному положению вещей, т.е. правильных, разумных, логичных.

Чем больше информации об окружающих объектах и субъектах, тем больше уверенности в правильности самооценки и в том, что окружающие воспримут правильно. 

Отсутствие или наличие ударов по МНС — метод, с помощью которого индивид контролирует сам себя, и с помощью которого общество регулирует его поведение. Отсутствие ударов по МНС является признаком качественности самого субъекта. Это помогает ему видеть объективную ценность своего собственного Я. Для данного типа это — ценность своей кинетической силы и воли среди других сил; если он способен обеспечить другим достаточное количество нужной информации об этом и не делает привлекающих внимание ошибок, то его «Я» и его воля имеют объективную социальную ценность, признаются, являются социально значимыми. Если не способен — ему не хватает этой социальной ценности.

Можно при случае заметить, что эти «способность» и «неспособность» во многом обеспечиваются подвижностью жизни индивида. Чем более подвижна жизнь экстратима, тем лучше блок владеет информацией и тем более защищен сам человек.

Индивид вынужден бороться за однозначность всего, что касается этого его продуктивного элемента. Потому что это — МНС, которое, по возможности, нужно охранять от любых ошибок, недочетов, излишней категоричности.

В каждом случае верен или один, или другой вывод. Один из них должен быть более доказательным, чем второй. Иначе продуктивному элементу Суперэго грозит раздвоение. Такой человек знает, что одно и то же может быть и хорошим, и плохим, его Эго признает релятивность в этике. Но для него нет и не может быть такой релятивности в логике: одно и то же не может быть правильным и неправильным, логичным и алогичным, за исключением тех редких случаев, когда кто-то другой берет за это полную ответственность.

Продукция Суперэго нормативна. Это значит, что из одинаковых посылок всегда возможен только один и тот же вывод.

Нормативов не знает другой блок — блок Эго. Из одних и тех же фактов в разных условиях делаются разные выводы. Потому что Эго, как увидим дальше, может тасовать факты, подбирая нужные. Одни факты или объекты учитывать, другие не учитывать. Эго имеет постоянную цель. Ему не важна полная объективность, ему важно достичь поставленной цели любым путем, который самому индивиду кажется достаточно честным, правильным.

Суперэго учитывает все. Для Суперэго все известные факты равны, Если какой-нибудь факт не учитывается, то только по той причине, что он неизвестен. Других причин нет. В любом другом случае индивида загрызет совесть. То есть — загрызет совесть, если он позволит себе тасовать информацию, хранимую на блоке Суперэго.

Примечание. В какой-то мере можно сказать, что в этом блоке — весь человек. Единственный блок, который не может ни лгать, ни шутить. Наш герой может довольно свободно вести себя с объектом, и, допустим, может назвать, не думая, красивое некрасивым. Но если он кого-то считает разумным, что-то — логичным, это для него настолько серьезно, что сомнения других в этом могут его потрясти.

Может ли этот тип по своей собственной воле изменить отношения с окружающими объектами? При условии, что знает правила, придерживаясь которых, можно приобрести новые, обществом ценимые качества, что само собой приводит к новым отношениям. Таким объективным качеством в наши дни может быть, допустим, научная степень, машина, собственный дом. То есть то объективное, которое субъекту в глазах других субъектов прибавляет новые положительные качества.

Практическая беспомощность Суперэго. Слабость Суперэго во всесторонности его знаний. Скопленная на нем информация образует что-то типа концентрических кругов. Сам индивид в практической деятельности пользуется ею только в случаях крайней необходимости или под влиянием других. Лишь благодаря этому Суперэго в своей активности не опережает другие блоки. Этот блок — кладовая всевозможных знаний, и какие из них нужно предпочесть остальным, сам человек установить, не может. В этом хаосе знаний одно и то же может быть, а точнее, попеременно кажется то положительным, то отрицательным, то доказанным, то недоказанным, в соответствии с тем, что предпочитают окружающие. Единственный выход — классифицировать источники получения информации на те, которым можно доверять («это сказал академик»), и те, которым доверять не следует («это гипотеза дилетанта»). Способом отбрасывания некачественных источников информация хотя бы частично очищается от мусора. Потому что к самой информации на Суперэго критически относиться не могут. Ведь она — отражение объективного мира (объективного!) и объективно существующих знаний или мнений, со всеми своими не менее объективными противоречиями.

Из-за своей беспомощности при решении практических задач этот блок кооперирует с очень прямолинейным в своей активности Ид дуала.

Примечание. Каждый Ид отличается своеобразным здравым смыслом, потому что он обычно ищет оптимальный выход из сложившегося положения, о не рассуждает о всевозможных вариантах того, что в одних или других условиях, в одних или других ситуациях можно было бы реализовать, Он ищет тот единственный путь, по которому у него в настоящее время есть возможность двигаться. Потому то, что выбирает Ид, всегда реально. Это всегда то, что можно осуществить, в чем можно продемонстрировать свои таланты и умения.

Итак, значит, из-за своей слишком «всесторонней» и «равнозначной» образованности блок Суперэго часто теряется в нерешительности. Скопленная на Суперэго информация об объектах «имеет все 360 градусов». Это — информированность без направления. Сам человек не может избирать даже направления для сбора информации. Направленность дает Ид дуала. Ид постоянно ставит обладателя Суперэго (тождественного своими элементами) в положение, требующее конкретной активности по уже заданному направлению. Нельзя не реагировать на «сдерживания» незнающего Ид. Правда, с ним можно спорить, но нельзя остаться к нему равнодушным, нельзя не включиться в корректировку его активности. Процесс корректировки как бы раскрывает Суперэго его активность, и появляется направление. В активности Ид заключена такая беспокойная категоричность, что Суперэго включается для страховки, то есть само собой — для целенаправленной реализации.

Когда на вопрос: «Сколько будет дважды два?» отвечают: «А сколько тебе нужно?» — это совсем не праздная шутка. В этом вся суть Суперэго. Когда Ид задает одно направление, следует учесть одни факты, когда другое — другие.

Само Суперэго не знает, в каком направлении пользоваться своими знаниями и умениями, пока это не подскажет Ид кооперирующего дуала или «коллектив». То есть пока не будут получены ожидаемые советы из окружения, блок не имеет своих интересов. Он по настоящему объективен. Интересы появляются под влиянием и давлением окружающих. То, что, человек ждет не любой подсказки, а только определенной, нужной ему, обуславливается лишь ранее полученными со стороны подсказками, то есть зародышем направления. Если со стороны никто не ориентирует, то человек старается реализовать этот блок таким образом, чтобы это не выпало бы из социального контекста, то есть учитываются не свои реальные способности и возможности, а лишь — привычное для общества или для своей референтной группы. Иногда это собственная родительская семья, когда человек ведет себя так, как в этой ситуации вели бы себя его отец или мать.

Мы говорили, что для интуитивно-этического экстратима присуще желание изменять свое собственное положение на социальной лестнице. По сути дело, это лишь желание избежать ударов по месту наименьшего сопротивления. Чем выше положение, тем более человек защищен от этих ударов. В логике доктора сомневаются меньше, чем в логике доцента, Но как достичь, и следует ли достигать этого высокого положения — нужна подсказка со стороны. Сам интуитивно-этический экстратим решиться, допустим, на диссертацию не может. Он не уверен в объективности самооценки собственных качеств: способностей и воли. Вот именно в этом и нужны заверения других; кто-то должен снять ответственность за это логическое решение.

Но этот тип может и другим способом изменить свои отношения с окружением. То есть не только путем изменения своих объективных качеств, но и путем удаления от объектов с неприятными качествами. То есть путем приближения или отдаления себя от других объектов. Только. таким путем можно повлиять на интровертов, с которыми кооперируют, и добиться от них, например, желаемых эмоций. Дуал интуитивно-этического экстратима, то есть сенсорно-логический интротим, свои эмоции проявляет лишь в тех случаях, когда дальнейшая скрытность ведет к потере желаемых отношений.

Истоки творческих исканий. Творческий интеллект индивида – его Эго. Но проблема, которой занимается творческий интеллекте индивида, рождается на блоке Суперэго. Человек становится творческой личностью при условии, что его Суперэго сталкивается с раздражающим своей непоследовательностью фактом, когда Суперэго становится в двусмысленное положение.

То, что интуитивно-этический экстратим не мирится с двумя логическими истинами в одной проблеме, что ему нужны «нормативы», может сделать его великим борцом за новое в науке.

Это можно проиллюстрировать конкретным примером исторического подвига Гексли, который выиграл поединок против Библии за Дарвина и проложил дорогу новому учению.

Гексли был ученым-энциклопедистом, отлично знавшим как все научные теории того времени, ток и библейскую версию. По-видимому, на фоне всех научных открытий библейская версия оказалась уже слишком примитивной. И когда появилась последовательная и гораздо более логичная версия Дарвина, которая не противоречила известному из других научных источников, чаша весов, на которой лежала Библия, поднялось высоко вверх,

При Суперэго интуитивно- этического экстрима нельзя жить с двумя логическими истинами: или — или. В данном случае пришлось выбирать между Дарвином, который по тем временам поставил последнюю точку над «и» в естествознании, и церковным учением. 

Суперэго требует очень логичного, очень последовательного, а не творческого вывода. Любое творчество, все «релятивности» и «относительности» воспринимаются как грубая ложь. Суперэго не может делать уступок. Оно должно знать точно, какое отношение, какая «правда» ложны с общепризнанной точки зрения: то, что предлагает Библия, или то, что предлагает Дарвин

Однако индивиду мало выбрать правду для себя. Он не может жить в двусмысленном обществе, где его постоянно будут запутывать и коробить противоречивыми утверждениями, Поэтому он рьяно борется за свою правду. Это не какая-то особая честность, а свойство данного типа ИМ.

Допустим, такой человек, как Дарвин, тоже честен, но его честность проявляется в другом. Это человек, который сумел раскрыть новую закономерность, но не умеет заставить понять ее тех, которым не захотелось сделать этого самим. Потому что для Дарвина человек имеет право верить, во что он хочет. Каждому – согласно его разуму: умному нужно помочь переселиться в реальность, а кому нужны сказки – пусть пребывает в сказке. Не следует навязываться и надоедать. У Гексли – по-другому. Он не может существовать в мире, в котором связь между двумя объектами объясняется двумя способами. Ведь не могут же два объекта для одного связываться одним, для другого — другим логическим отношением. Это непозволительная двусмысленность и алогичность, с которой необходимо бороться. Но Суперэго — не борец. Оно лишь нервничает. Потому проблема переносится на творческий блок Эго, который старается ее решить доступными ему способами.

Суперэго не решает, не делает уступок, оно лишь собирает информацию и заботится о том, чтобы из двух однозначных посылок всегда получался бы один и тот же вывод. С полным правом можно утверждать, что логика интуитивно-этического экстратима – «логична» до парадоксальности.

Интуитивно-этические экстратимы — стойкие борцы за объективность науки. Это, как все на свете, и не хорошо, и не плохо. Это — есть. Они могут сыграть и отрицательную роль, когда, не понимая зарождающегося нового в науке, борются против этого нового как против субъективизма, и, нужно признать, искусно борются. Но вот когда новое укрепляется, когда оно собирает достаточно доказательств своей объективности, то есть когда объективность нового доходит до этого типа людей, они начинают бороться против всех ранее распространявшихся, а теперь уже оказавшихся «ненаучными» истин. После того, как этому новому удалось перед ними выстоять и не сломаться. Они своим словом выжигают старое для успешного марша нового. Самого Гексли мы знаем только как борца за новое. Но, несомненно, когда-то должен был быть период, когда этот самый Гексли, положа руку на сердце, мог сказать и, несомненно, сказал: если каждому священнику (каковым по образованию был Дарвин) дать возможность распространять свою писанину, то ведь и бумаги-то, в конце концов, не хватит!

II. Эго

Блок Эго – это социально-демонстративный, автономный, то есть полностью самостоятельный и творческий блок, творческая реализация личности. Средство сознательного воздействия на внешний мир. 

Блок, требующий признания, адекватного самооценке. Блок глубокого изучения одного из параметров внешнего мира и полной идентификации с выбранными в нем объектами или отношениями. Блок самых интеллектуальных чувств и ощущений. 

Если блок Эго состоит из , то он отражает те физические и психические способности людей, благодаря которым один человек может сознательно воздействовать на духовное состояние другого. Человек с таким Эго глубоко и пристально изучает эти способности окружающих.

Предмет глубокого сознательного познания, падающий на Эго аспект мира изучается вглубь, а не вширь. Идут вглубь по какой-то частице аспекта окружающего мира. Значит, предметом пристального и глубокого изучения является обусловленный культурой, образованием, врожденными склонностями духовный склад, потенциальная духовная сила и таланты отдельных людей, и идет постоянный поиск методов воздействия на упомянутые свойства окружающих. 

Предметом изучения становятся также отдельные стороны духовной культуры или даже вся культура общества в целом, то есть та сторона потенциальных сип людей и общества, которая для этих индивидов является основой этических отношений и чувств. 

Первый элемент блока получает информацию о том, что можно назвать душой человека и человечества, о тех талантах и умениях, которые способствуют пониманию прекрасного и творчества: художественной литературы, музыки, поэзии и иных способов воздействия на духовный мир человека, обо всем, что способствует познанию, пониманию других людей и проникновению в их духовный мир. В другом человеке видят те свойства, которыми он может воздействовать на людей. При этом происходит самая настоящая идентификация свойств другого человека с соответствующими собственными свойствами. 

Обыденные бытовые цели этого блока – изучение близких и нужных людей ради приобретения ключа к их духовному складу и хорошим повседневным отношениям. Эти свойства могут использоваться в интересах других людей, то есть ради их самоусовершенствования, ради раскрытия их потенциальных духовных способностей и увеличения благодаря этому веры в себя и свои возможности, то есть для развития одной из составных частей их Я. Ведь очень хорошо разбирается в мире духовных ценностей людей и способен помочь им активизировать их самореализацию, улучшить самочувствие среди других людей. Но благодаря этим способностям, в случае надобности, он может и парализовать соответствующие стороны проявления интеллекта другого человека, «отнять дар речи». 

Социальная цель и задача блока – собирать информацию о духовной жизни общества и народов, что потом с исключительным мастерством выражается в лучших произведениях мирового искусства: Мольер, Марк Твен, Зощенко, Булгаков, Фолкнер, Маркес.

Масштаб личности интеллекта человека определяется интересами, во имя которых от действует, то есть проблемами Суперэго, и его культурой. За всем этим стоят и врожденные свойства интеллекта, и степень целостности личности, которую удалось сохранить в детстве и юности, и образование, и люди, с которыми пришлось общаться до полного формирования личности. Среди людей этого типа есть великие писатели, философы-гуманисты, какими были Дидро или Бертран Рассел. И ученые, такие как Гексли. И обыкновенные деляги, благодаря проникновенному пониманию психологии успешно защищающие полупустые диссертации, влюбляющие в себя кого попало или азартно пробивающиеся к любому дефициту. Но все они – составные части целого, называемого обществом, и все являются необходимыми деталями этого целого. Они такие, какие обществу и нужны. Они могут не нравиться отдельным философам, берущим на себя право судить, что такое «хорошо», но они – полноправные, полноценные составные части этого общества.

Блок Эго в сборе информации, как уже упоминалось, отличается узостью интересов, благодаря чему у него и появляется глубина познания, умение высветить своим вниманием выбранное, словно лучом лазера. Его по-настоящему интересуют очень немногие люди, немногие проявления культуры и даже немногие произведения искусства. Но это глубокие интересы. 

Люди этого типа не отличаются начитанностью в области художественной литературы. Как правило, они ее трудно читают, потому что все, что они читают или видят в кино, они идентифицируют со своей собственной личностью. Можно сказать, что в любом художественном произведении они ищут и находят себя. Поэтому роман или кинофильм, в котором нет положительных героев, с которыми можно себя идентифицировать, для них просто непосилен. Все искусство, все, где проявляется духовность человека, они измеряют собственным Эго и объективно оценивают, где этой «духовности» меньше, где больше, чем у них самих. 

Благодаря действию акцептного элемента внешнее превращается во внутреннее; то, что было чужим, становится своим. Но процесс принятия информационных сигналов есть вместе с тем и процесс развития и дифференциации собственных свойств и умений, как самого механизма Восприятия. Чем больше воспринимается и чем более сложно то, что воспринимается, тем тоньше становится механизм восприятия, увеличиваются его способности дифференцировать воспринимаемое. Тот, кто изучает духовную культуру других людей, сам обогащается, во-первых, за счет усовершенствования механизма восприятия и, во-вторых, за счет чужого опыта. Чем дифференцированнее восприятие, тем глубже и тоньше Я наблюдателя. 

Отражаемое прямо пропорционально отражающему. Чем больше развито отражающее, тем более тонко отражается отражаемое, и чем более тонко отражаемое, тем тоньше отражающее. Человек измеряет человека только самим собой, и другого способа измерения у него нет. Тo, что один человек видит в другом, обусловливается только способностью отражать. Невозможно измерить большую, чем своя собственная, дифференцированность восприятия (Мира) другим человеком. В этом случае в другом человеке видят просто бездну, перед которой можно преклоняться, но в которой нельзя разобраться. 

Первый элемент Эго совершенно уверен в восприятии мира и самого себя. Это та часть Я человека, которую он преспокойно противопоставляет соответствующему аспекту внешнего мира, благодаря которой чувствует себя целым, противопоставляющим себя целому вовне. Это элемент, дающий чувство соизмеримости по силе и проницательности дающий право «тягаться» со всем Космосом. Потому что полную соизмеримость человека с миром и возможность своего физического противопоставления на самом деле дает лишь весь механизм ИМ целиком. 

Умение репродуктивного элемента Эго в механизме ИМ доведено до совершенства. Он отражает и видит абсолютно все, что возможно при данном конкретном уровне способностей, образования, опыта и дифференциации восприятия. То, чего он не видит, при его данных и нельзя видеть, значит, нельзя и сделать. 

Можно ли сказать, что духовная жизнь интуитивно-этического экстраверта богаче, чем у других типов ИМ? Не думаю. Духовный склад — часть целого, развивающаяся при условии, что развивается все целое. Дело лишь в том, что именно эту, духовную сторону своей личности и контактов с миром такие люди осознают наиболее дифференцированно и могут дать о ней наиболее подробный отчет. 

Продукция блока – этические отношения или чувства. Это творческая этика, творческое чувство, потому что их продуцируют столько, сколько нужно. 

Что такое творческая этика? Это значит, что такие понятия, как честь, совесть, доброта – не нормативные, а творческие. Этика данного индивида определяется не нормативами общества, хоть он на это и ориентируется, а его – общества – общей культурой, интересами и потребностями. Поэтому социальных норм такой индивид не нарушает только при том условии, что он сам согласен с существующими нормами, или потому, что он боится их нарушить. Боится наказания, но не угрызений совести. 

Блок Эго все проблемы решает по своей собственной логике. Этично то, что можно сделать, чего можно достигнуть, на что можно повлиять. 

Этические отношения и чувства – это отношения влияния друг на друга. Правильной является такая расстановка способностей объектов, такие отношения между ними, при которых один индивид оптимально воздействует на другого. Процесс творчества для этого блока-поиск благоприятной расстановки субъектов и объектов. Продукция блока неизменно творческая потому, что это не отражает объективно существующие отношения, а является сотворением совершенно новых, с помощью которых можно разрешить какие-то проблемы, показать людям какие-то аспекты объективной действительности, которая иначе них не доходит. Нельзя забывать, что каким бы творческим ни было Эго, оно остается слугой Суперэго. Суть творчество в том, что отношения строятся не на примере изученных человеческих отношений, а при учете духовной структуры и интересов нужного по каким-то причинам и потому интересующего его субъекта. 

Этические отношения и чувства – влияние субъекта на субъект, обусловленное духовным складом и культурой обоих участников отношений. Творчество для данного типа ИМ – это создание, разработка, сотворение новых чувств и отношений в жизни или в произведениях искусства. 

Принять человека таким, каков он есть, разобраться в нем и приучить, превратить в своего благодаря манипуляции отношениями – во что бы то ни стало, если это нужно или хочется. 

Для того чтобы получить нужное отношение, приходится тасовать факты, то есть из собранной репродуктивным элементом информации пользоваться только той, которая может быть действенной. Ведь происходит манипуляция не только самой информацией, но и действительностью, из которой отбираются нужные сочетания фактов или объектов. Продуктивный элемент является целью, притом заранее заданной целью, на которую работает акцептный элемент. Если отношение задано и его должно во что бы то ни стало достигнуть, возникает вопрос: кто может дать гарантии, что оно, это отношение, достаточно этично, что оно не преследует узкоэгоистических целей? 

Не следует забывать, что этот второй элемент Эго Юнг называл спекулятивным. Доброта и все этические категории, категории человеческих взаимоотношений для такого индивида – творческие. Добром является нужное! 

А что оно такое – это нужное? Возможно, оно и вправду спекулятивно? Нет, и лишь потому, что оно, как уже говорилось, определяется не на этом социально-демонстративном, а на социально-базовом и совершенно объективном блоке Суперэго. 

Если бы Эго было самостоятельным, его можно было бы подозревать в субъективности и эгоцентризме. Однако оно не свободно, оно обусловливается проблемами, выдвинутыми на Суперэго. Эго находится на службе у Суперэго. Комбинируя этические отношения с людьми и свое влияние на людей, такой индивид старается решить проблемы, не решенные на блоке Суперэго. Для большинства людей это личные, семейные или служебные проблемы. Для некоторых – широкомасштабные, социальные. Допустим, творчество таких людей, как Дидро, Гексли, академик Минкявичюс, предназначено для снятия преград с пути науки. Они старались или стараются воздействовать на людей таким образом, чтобы донести до них защищаемые истины. Они – мастера подать любое объективное в наиболее приемлемой и понятной для людей форме, чтобы разбудить их спящий разум. Они не ищут правильных слов, которые чаще всего скучны и никак не доходят до незаинтересованного человека. а используют слова привлекающие и убеждающие – для распространения в обществе подлинной логичности, подлинной научности. Они же не могут жить в алогичном мире, если от них зависит, чтобы этому миру прибавить хотя бы немного логики. 

Продукция этого блока – непрямое изменение людей. (К прямому изменению людей могут стремиться лишь некоторые интроверты). Это творчество новых отношений. Но любое творчество имеет свой прицел. В данном случае это – сознательное воздействие на людей ради возбуждения в них определенных стремлений к самоусовершенствованию или хотя бы к нужной активности. Цель – изменение каких-то объективных логических отношений, которыми ведает Суперэго, способом изменения субъективных этических отношений, которыми манипулирует Эго. 

Допустим, Гексли чувствовал потребность пробить дорогу доказанной, но пока всеобще не распространенной истине. Довести эту истину до полной победы. И вымести ставшее хламом или мусором старое. То есть – изменить отношение людей к определенному объективному факту, что является потребностью блока Суперэго. Для этого Эго дифференцирует своё отношение к людям, признающим научный факт, который они взяли под свою защиту, и – к непризнающим. Это отношение подкрепляется с параллельного блока Ид () достаточно едким чувством юмора, которому, однако, Эго не позволяет переступить границы благопристойности, издеваясь над дикостью ненаучного мышления. Цель Эго – не только показать свое собственное отношение к делу. Его цель – организовать общественное мнение, навязав ему новые субъективно-этические отношения. 

В своих художественных произведениях такие писатели тоже навязывают свое отношение к людям, исповедующим одну или другую объективную ценность. Вспомните персонажей Мольера, атеизм Марка Твена. Это – peoprанизация логических отношений с действительностью способом изменения этических отношений. 

Уязвимость блока. Индивид никогда не волнуется по поводу информации, выдаваемой с акцептного элемента этого блока. Она объективна. Он ею делится автоматически, часто даже раздражая этим других и не понимая, в чем причина их раздражения. Совершенно другая ситуация, когда окружающие отрицательно воспринимают рассуждения по продуктивному блоку, даже если просто от них отмахиваются. Это становится неприятным упреком, что человек лезет со своими советами туда, куда его не просят, где он не нужен. Получается что-то типа щелчка по носу. Он не очень болезнен, но поучителен и хорошо запоминается. Второй раз в такую ситуацию стараются не попадать. Может, для того, чтобы этот элемент в общении с людьми хоть как-то реализовать, люди в основном шутят, по-моему, именно по его профилю. 

III. Суперид

Физический базовый или психосоматический блок. Средство репродукции объективной картины состояния своего организма, Эгоцентричный блок, или часть самости человека, психофизическое самочувствие организма. Блок психосоматической реализации организма. 

Блок «неосознанных» волнений, страхов и фобий. Опасности физической идентификации, физического отождествления с другими. Блок, при реализации которого человек может мучить себя и других. Мучить, хотя он сам при этом требует лишь любви и нужного ему внимания. 

У интуитивно-этического экстраверта этот блок дает полную зависимость от пространства и своего самочувствия в нем. То есть зависимость от физических чувств, воспринимаемых телом и полем, – тепла, холода, боли, физической роскоши. И вместе с тем – полная неспособность во всем этом сознательно разобраться, то есть осознать воспринимаемое. Возможность во всем этом как-то разобраться или хотя бы не делать непостижимых для ума других людей ошибок в отношении своего тела появляется лишь при непосредственном влиянии других людей и при подражании им. Необходим партнер-дуал, помогающий разобраться в качествах пространства и постоянно обучающий тому, например, что есть. Это и является процессом осознавания относящейся к этому блоку действительности. Иначе образ жизни является попросту неупорядоченным, легко переходящим в разгульный, потому что такому типу ИМ, любящему веселые компании, аскетический образ жизни малодоступен. 

Нужен серьезный партнер, какими всегда бывают дуальные типу (ИЭЭ) Габены (СЛИ), у которых чувство восприятия пространства и себя самого – самочувствия – оптимально развиты, и которые отлично понимают, что такое «приятно», но видят и те перегибы, к которым оно может привести, потому что утонченно воспринимают все оттенки самочувствия и знают, как его изменить. У интуитивно-этического экстраверта абсолютно отсутствует физическая чуткость и умение заботиться о самочувствии другого человека. Он внимателен к человеку вообще, к его духовному, но не к физическому самочувствию, в котором он сам неграмотен. Никогда не знает, что является причиной одних или других смутно им понимаемых ощущений и недомоганий, какая объективная причина за ними кроется – голод, холод или еще что-то. Так как выход из ситуации ищет следующий блок, эмоциональный Ид, при плохом самочувствии они просто ноют в надежде, что кто-то их поймет и подскажет нужное. Попав к врачу, человек этого типа говорит не о своем самочувствии, а об эмоциях, о плохом настроении, от которого нельзя избавиться из-за того, что в организме что-то не так. Настроение, во всяком случае плохое, они запоминают, а на ощущения памяти у них нет. 

Даже сиюминутные ощущения индивидом осознаются и признаются только тогда, когда ему указывают на больное место. На вопрос: «Что у вас болит?» – он преспокойно может ответить: «Ничего», если только заранее не придумал, что нужен бюллетень, и на какое именно место и на какие боли нужно указывать. Но даже приступ аппендицита или, скажем, резкой боли в области печени для него по-настоящему реален лишь до тех пор, пока не прошел. На конкретные вопросы врача (если у того уже возникла гипотеза о характере заболевания): «А не чувствуете вы здесь то-то, а в этом месте-то-то», он с удивлением может воскликнуть: «О да, доктор! Но как вы угадали?» Поэтому, чтобы пациент дал хотя бы приблизительную информацию о своих ощущениях, которые являются сигналами организма о том, что в нем происходит, ему нужен врач, который, не ожидая информации от больного, сам задает наводящие вопросы. При этом не будет никакой опасности, что эти вопросы наведут больного на ложные ответы о своем самочувствии, и что он будет подтверждать то, чего совсем не чувствует по-настоящему. 

К сожалению, аналогичное поведение врача с больными других типов ИМ, допустим, типов с некоторыми ипохондрическими наклонностями, может привести к полной дезинформации врача. Вот почему одни врачи, как и больные, являются симпатичными, а другие – нет. Одни все понимают, а другие ничего не понимают. А это именно то понимание, которого больной ищету врача. И это та основная причина, по которой не все могут всех лечить и диагностировать. (Ecли только это не сенситивы, хотя типность и там имеет свои оттенки и свое значение). 

Продукция блока. Осталось установить хоть некоторые закономерности, в которых проявляется трудовая активность этих индивидов. 

Мы уже говорили, что у этих людей наблюдается склонность к актерству. Но это не только потому, что им доступна духовная структура других людей, и они легко влияют на них со сцены и устанавливают отношения (блок Эго – ). И не только потому, что они веселы, а их эмоции легко управляемы (блок Ид – ), но и потому, что поступки и поведение актера на сцене, то есть то, что управляется Суперид () диктуется автором и режиссером. 

Деятельность требует строгой регламентации правилами, законами, инструкциями, обычаями. Иначе они не могут продуктивно работать и будут топтаться на месте. Те, у кого в Суперид, не мастера придумывать, как что-либо делать или действовать. Они очень самостоятельно и  честно выполняют все правила, инструкции, законы. Но своего внести в это не могут. По этой причине они – ревностные исполнители предписанного, которым можно доверять, когда самодеятельность излишня, когда задание и способ его выполнения строго регламентированы. Это люди, действующие так, как принято действовать. Правила, законы и инструкции, которых придерживаются в своей деятельности индивиды данного типа, напоминают берега реки, в которых она течет. И течет не по ней самой установленному или проложенному руслу. 

Как действовать в нерегламентированных ситуациях – дело других. Прежде всего, дополняющих, то есть сенсорно-логических интровертов, которые являются специалистами по придумыванию разных ходов там, где другие разобраться уже не могут. При этом действуют СЛИ, не попадая в опасности и не перетруждая себя, по принципу: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». 

Счастье и удача в жизни этого индивида непосредственно обусловливается его активностью, а активность, как уже говорилось – сенсорикой; только это рождает его эмоциональность, веселость и жизнерадостность. В рабочей обстановке он не знает усталости или плохого настроения. То есть он эмоционально зависим от того, насколько эффективно удается реализовать свою кинетическую энергию в работе. Боится ненастоящей, несерьезной, недостаточно солидной деятельности, когда придумывать, что делать и как делать, приходится самому. Тогда он теряется и превращается в непревзойденного волокитчика. 

Правильная работа в жизни такого индивида играет настолько большую роль, что на всех, работающих не по правилам, он смотрит как на своих личных врагов, умножающих хаос в мире. 

Если есть близкие, умеющие работать, советовать, подсказывать, если есть на кого опереться в делах, если никто не мешает действовать по правилам, – такие индивиды не знают сомнений в работе. Они спокойны и веселы, изысканны в своем юморе и шутках, пока нет проблем с реализацией энергии в конкретной целенаправленной деятельности. 

Однако если не хватает сенсорно-эстетических раздражителей, этот человек меняется. Общество тогда его воспринимает как пассивного, иногда даже злого, природа – как больного, физически нереализованного. 

Как и каждый блок, Суперид может выдать продукцию только при обеспечении его нужной информацией и раздражителями. В данном случае это, прежде всего, первая сигнальная система, то есть непосредственно ощущения. Если самочувствие хорошее и, кроме того, есть обеспеченность непосредственными ощущениями, то есть если обеспеченность раздражителями по первой сигнальной системе достаточна, то жизненная активность индивида будет высокой.

При обеспеченности сенсорными раздражителями этот тип ИМ становится физически активным, деятельным, энергичным. Поэтому, чем больше в его жизни сенсорных утех, чем больше путешествий, любви и другого физического разнообразия, тем это более активная и более трудоспособная личность. Можно сказать, что как активный трудоспособный член общества он материализуется только благодаря сенсорным раздражителям, которыми его обеспечивает пространство. 

Механизм появления энергии, которая рвется к реализации, на этом блоке, по-моему, действует следующим образом: однородные элементы и однородные блоки работают параллельно. Пространство и организм как его часть наполняются ощущениями лишь благодаря тому, что одно тело контактирует с другими телами . Это контактирование и является источником кинетической энергии индивида. То есть контактирование приводит к тому, что часть потенциальной энергии индивида на блоке Эго превращается в кинетическую энергию на Суперэго, которая при наличии эмоциональных раздражителей на Ид уже ищет выхода на блоке Суперид. 

IV. Ид

Блок для самореализации организма среди других организмов. Психосоматический демонстрационный блок. Средство освоения внешнего мира и демонстрации возможностей организма.

Блок, при реализации которого человек старается быть примером для других. Потребность быть замеченным и отмеченным за примерное поведение. Блок стремлений, желаний, дерзании.

О блоке Ид в первую очередь можно сказать следующее. С одной стороны, в проявлении Ид очень много привычного, подражательного, полученного даже путем импринтинга, Но, с другой стороны, именно Ид рвет плотины, когда механизм ИМ из-за неравномерности полученных на разные кольца сигналов-раздражителей не может работать как одно целое, то есть, когда активное кольцо попадает в лучшее положение с точки зрения обеспеченности ориентирующими сигналами. Как будто бы такты активного и пассивного колец ИМ обслуживают не один и тот же процесс энергетического метаболизма, как будто бы можно реализовать звенья процесса ЭМ, контролируемые одним кольцом, и оставить без реализации звенья, контролируемые другим кольцом. То есть будто это составные части не одного и того же процесса ЭМ.

В этих условиях напряженности и дискомфорта именно Ид старается порвать со старым, когда это старое становится невыносимым. Условия становятся невыносимы именно для Ид, хотя на самом деле это лишь результат неразрешимых иным образом, противоречий, в которые попал весь механизм ИМ и пассивное кольцо в частности. Если прорваться некуда, то есть, если негде реализовать продуктивный элемент, это бьет по физической, соматический системе, по меридианам, лежащим за отдельными элементами.

В условиях, когда механизм ИМ зажимается как бы в тиски безысходности, Ид ищет импульсивного, выхода. Узко-прямолинейного. Может всё смести с дороги. Если таких дорог нет – “не выдерживает” здоровье. Это тоже прорыв, Лопнуло слабое звено, а передышку получает весь организм и вся система ИМ. По-настоящему оправиться от большинства болезней нельзя из-за того, что после выздоровления человек возвращается в туже информационную среду, туда, откуда сбежал. Поэтому болезни превращаются в хронические.

Все сказанное относится в основном к недуализированному Ид. Когда есть кооперирующий дуал, тогда то, что ищет Ид, — не поиск выхода для прорыва, а выбор направления, — направления, диктуемого индивидуальностью своей и дуала, а конкретнее — потребностями психического равновесия индивида.

Точно так же, как Эго является орудием в руках социально-уравновешенного Суперэго, Ид является орудием в руках физически уравновешенного Суперид. Итак, склонность к «выравниванию линии», «к прорыву» демонстрирует именно Ид. Если это самостоятельный прорыв, без достаточного количества ориентиров или при плохих ориентирах, со стороны это может восприниматься как демонстративное или асоциальное поведение.

Примечание. Когда мы говорим о получении информации, о загруженности механизма ИМ информацией или сигналами-раздражителями, это в основном акцептные элементы, это их реализация. Продуктивные — реализуются лишь при их использовании в контактах с миром. Это как передача информации другим, так и использование ее для нужд организма и в социальной активности. Без такой реализации или при неравномерной реализации отдельные системы выходят из строя. Психосоматическая, физическая недореализация ведет к болезням. Социальная — к недостаточно социальному или к асоциальному поведению.

Если человек (в зависимости от своего типа) решается порвать со старым образом жизни, старым окружением, работой и т.п. это всегда — Ид. «Спасаются» те формы жизненной активности, которые соответствуют аспектам элементов этого блока.

Примечание. Очередность, в которой заболевают системы организма, по нашей гипотезе, таковы. Прежде всего заболевают системы, управляемые блоком Суперид. После них выходят из строя системы, управляемые блоком Ид, и лишь напоследок — Суперэго. 

В изменяющихся условиях жизни перед каждым индивидом постоянно возникают вопросы реализации Ид, то есть выбора направления, в котором блок должен реализовываться для преуменьшения психосоматического дисбаланса и следующей за ним эрозии организма. 

Дуализированный Ид это направление находит совершенно спокойно. Здесь мы имеем спокойное приспособление двух организмов к изменяющейся объективной действительности и изменению своих собственных потребностей в ней. Люди не “прорываются”, а думают и выбирают оптимальное для своего психофизического Я в кооперации социальным Я дуала. Думают один за другого.

В повседневности импульсивностью Ид пользуются во всех неопределенных, непредвиденных, ненормируемых ситуациях. Допустим, для того, чтобы вернуться с милого вечера у приятелей, когда в чужом доме засасывает просто приятная атмосфера, включается Ид. Поэтому у каждого типа ИМ в одной и той же «засасывающей» ситуации пробиваются к сознанию разные мотивы: у одного — понимание того, что дома много дел, у другого — чувство неловкости, у третьего — потребность как-то проявить свою активность.

Акцептный элемент. Ид интуитивно-этического экстраверта воспринимает информацию о том аспекте окружающих объекты полей, который называется временем. Это то, что человек воспринимает как определенную последовательность внешних или внутренних процессов, а для него самого это — ожидание. Насколько эффективно человек воспринимает время, насколько обдуманно и сознательно его ожидание, определяется блоком, в котором находится элемент .

Интуитивно-этический экстраверт живет в настоящем, и что такое время, представляет смутно. Это — часы, календарь и, скорее всего, абстракция, придуманная ради возможности понимать или объяснять: последовательность внешних событий. В крайнем случае, это ниточка, на которую нанизаны исторические факты. Эмоциональная жизнь этого человека не имеет истории. Вся она происходит теперь. Все прочее — и то что было, и то, что будет завтра, — не имеет значения. Поэтому все хочется пережить и прочувствовать теперь, не оглядываясь ни на прошлое, ни на будущее.

Календарь и часы – лишь средства, с помощью которых люди вносят в свою жизнь какую-то договорённость и порядок. Время воспринимается как бы инстинктивно. Это источник неосознанного беспокойства и спокойствия. Когда ожидается приятное, которое умиротворяет психофизическое Я человека, он спокоен, Когда нечего ожидать, человека охватывает беспокойство, он мечется. Именно мечется, а не думает, как выйти из ситуации. Потому что в чем она заключается, эта ситуация, без дополнительной информации, даваемой дуалом, понять трудно.

Перед грядущим такой человек не чувствует ни силы, ни бессилия. Он силен или слаб среди людей сегодня. Грядущее появляется само. Можно кое-что сделать ради материального обеспечения будущего, но никак не ради умиротворения своей эмоциональной жизни. Свои эмоции он каждодневно открывает заново, каждодневно у него могут появляться сомнения по поводу того, настоящие ли они, нужны ли кому-то, и ему самому или нет. Это порождает тягу к тому, кто может дать остов и непрерывность эмоциональной жизни, — к дуалу. При дуале эта каждодневная проверка своих эмоций и их ценности наполняет (ИЭЭ) приятным чувством спокойствия. При этом чувство выдерживает проверку временем лишь при условии удачной дуализированности блока Суперид. Партнеру просто подражают, и когда партнер оказывается подходящим, это всегда то, что надо.

Первый элемент блока воспринимает информацию, регулирующую собственный ритм эмоциональной жизни. Это индивидуальное выжидание может не соответствовать внешнему социальному пониманию времени и его ритма. Как это переживают и как к этому относятся другие индивиды, для него секрет за семью печатями, вопрос, который перед ними не возникает. Он не может в этом прислушиваться к другим, он может лишь принять предложения других о времени и способе проявления продуктивного элемента блока, то есть — эмоций.

Без руководства дуала приспособление организма к внешней среде является, с одной стороны, очень «самостоятельным», а с другой — может быть малоэффективным, или даже асоциальным. Чем бы ни занимался человек, какую часть своего сознания или организма ни реализовывал бы, если при этом не учитывается то, как реализуют себя другие, это его всегда ставит в невыгодное, проигрышное положение.

Все идет хорошо, когда такой индивид получает со стороны нужные ему возбуждающие эмоциональные сигналы, которые его собственную внутреннюю жизнь переводят в строго определенное русло, когда постоянно известно, чего можно ожидать, когда за это ожидание держатся, как за поручни. Эта ожидаемая ритмичность эмоциональных переживаний или внутреннего напряжения исключительно важна, потому что благодаря ей обеспечивается непрерывность превращения потенциальной энергии в кинетическую на социальном кольце (). Без этого невозможна бесперебойная активность организма, то есть не может состояться и последняя часть ЭМ: превращение в . То, что в кинетическую превращается слишком мало или слишком много потенциальной энергии, имеет прямое отношение к тому, как функционирует индивид. При перевозбуждении излишки энергии реализуются в плохо управляемых и часто неуместных эмоциональных вспышках, при недостаточном возбуждении индивид вял и неактивен, неподвижен.

То, что мы называем внутренней жизнью индивида, переживаниями и чувствами, для самого человека является цепью внутренних событий, циальная энергия превращается в кинетическую энергию ради ее реализации во внешней динамике организма – движении, работе. Частично это реализуется во внешних проявлениях эмоций. Стрессы и фрустрации – неудачные формы реализации этой энергии, “производственный брак”. 

Мы уже говорили, что этот блок воспринимает поток времени достаточно примитивно, Это всего лишь как бы ощущения того, что все идет как надо, что жизнь управляема, или — наоборот, ощущение какой-то угрозы, ощущение потери возможности управлять миром, человек как бы отторгнут от реального мира, и вернуться к этому реальному миру можно только через проявления собственных эмоций. Эмоции индивида становятся средством восстановления связи с конкретным миром людей. Причём это может быть проверкой и инвентаризацией старых контактов, Но это может быть и разрывом со старым, бунтом против старого, это может быть выходом на совершенно новую линию отношений с людьми. То есть в какой-то момент индивид может почувствовать, что старые эмоциональные связи с людьми его не устраивают, не дают ему чувства безопасности, и он начинает изменять направление эмоций. Это не всегда изменение объекта эмоций — могут меняться эмоции к тому же самому объекту.

Дуализированный интуитивно-этический экстратим — чаще всего веселый и милый человек, отличающийся тонким чувством юмора и лишь немного высокомерный. Не имея дуала, он может превратиться в тяжеловесного шизоидного злюку.

Полетакт , когда он находится в блоке Ид, не может ни предугадать того, что с собой приносит время, ни тем более воздействовать на то, что может произойти, ни отстаивать свои интересы перед будущим, ни воздействовать на чье-то поведение или эмоции во времени. Он лишь следит за происходящим, и старается получить как можно большее количество сигналов для того, чтобы выстроить свои эмоции в потоке времени оптимально. Его эмоции проявятся тогда, когда для этого созреет внутреннее время, которое, однако, может, как мы говорили, регулироваться со стороны, Такая регулировка не затягивает время проявления эмоций, а наоборот, способствует более, ранней их реализации, реализации на той ступени, пока они не перестали быть управляемыми. И тем. самым спасает от излишних бунтов и неудобств как себя, так и других. Чем индивид активнее, тем быстрее его время. То есть тем быстрее накапливается внутреннее напряжение, превращающее потенциальную энергию в кинетическую и в труд.

Продукция блока. Продукция этого блока, то есть внутренний накал, внутреннее возбуждение — прежде всего, физическая потребность активации организма для его реализации в трудовой активности. Внешнее проявление эмоций — избыток этого накала, Поэтому данный индивид не может указать «настоящую», «конкретную» причину, которой можно было бы объяснить одно или другое настроение. Такие вопросы, как: «Почему ты в этом месте рассмеялся» или «Почему так рассмеялся?» — ставят их в исключительно затруднительное положение. Для них самих их настроения — само собой разумеющиеся физические состояния, причины которых назвать невозможно. Но вот именно такими вопросами их «добивают» заказчики.

Блок Ид имеет чувство направления. Для экстраверта оно идет как бы изнутри, без обусловленности временем, в котором все скапливается. И как уже говорилось, поддается корректировке только в очень ограниченной мере. Дорога, по которой идет Ид, то есть эмоции, которые рождаются на этом блоке, вне зависимости от того, что эти эмоции породило, самому индивиду кажутся единственно возможными. Других он не знает и не представляет. Получается так, как получается. Но если ему покажут что-то более подходящее, что, однако, не противоречит его внутреннему голосу, он не откажется, — может изменить стиль и направление своих эмоций

Этим блоком люди часто пользуются как последним средством и — оружием. Потому что в экстремальных ситуациях он показывает исключительную изворотливость. Оружие Ид — умение высмеять, Уверенность в своем праве показывать смешные стороны противника и самому смеяться над ним. Превратить противника в посмешище удается достаточно часто благодаря точности и едкости шуток.

Шутка, смех, сарказм — копья, благодаря которым уходит с поля боя победителем. Вспомните, как дрался Гексли с приверженцами Библии, или с каким чувством юмора издевается над теми, кто не понимает всеобщности разных объективных закономерностей, наш академик А. Минкявичус

В своих эмоциях такие индивиды могут не отличаться тонкостью в полной уверенности, что им все сойдет с рук. И на самом деле, все им сходит с рук, потому что некоторую тонкость, или, точнее, умение не промахнуться, им дает Эго, страхующее выходки Ид. Поэтому юмор этого типа ИМ — это всегда смесь тонкого понимания человеческих отношений (Эго) и грубости средств, с помощью которых из другого делают посмешище (Ид). Между этими крайними этическими блоками неизбежна некоторая противоречивость. В экстремальных условиях интуитивно-этический экстраверт всегда найдет возможность так задеть другого человека, что тот потеряет дар речи. Определенная склонность к обезображиванию тонким издевательством — вообще слабость интуитивно-этического экстраверта. Наверное, нет ситуаций, из которых он благодаря своему эмоциональному беспокойству не найдет выхода. 

V. Общая характеристика типа. Примеры

Свойства характера человека – это сумма проявления всех четырех блоков ИМ Можно выделить черты, которые несет с собой каждый блок, но есть и кое-что общее, что дают те же блоки лишь потому, что с ними соседствуют другие конкретные блоки.

Для интуитивно-этического экстраверта его Суперэго проявляется, прежде всего, в определенном отношении к своему телу как объекту. Тело должно жить такой жизнью, чтобы это не привлекало внимания посторонних ни своим пуританством, ни своей распущенностью. Говорится об этом в обществе тоже столько, сколько принято. Если принято, а настоящих приключений нет — лгать блок не может — идут на туманные намеки. Сюда относится и чувство права демонстрировать или скрывать тело, одеваться тем или иным способом. При этом обязательно элегантно — иначе об этом будут говорить. Но вместе стем так, чтобы это казалось случайной, небрежной элегантностью. Иначе тоже можно стать объектом пристального и неприятного внимания посторонних.

Именно этим блоком определяется склонность индивида к объективно прекрасному и стремление развивать свой эстетический вкус. Любят говорить об искусстве, познавать мир красоты. Восприятие объекта — это и эстетическая его оценка и желание жить в мире прекрасного. Часто это выражается в странном свойстве отрицательной оценки впервые познаваемых вещей — произведений искусства, бытовых товаров и покупок. Все это — страх дать необъективную оценку и поиск объективной оценки. Ошибка в оценке объекта — это ошибка, относящаяся к логике взаимоотношений объектов.

Склонность к самообеспеченности разными предметами, в том числе предметами роскоши. Притом все это на уровне социальной группы, к которой субъект себя причисляет. Чтобы не выделяться. Суперэго не может выделяться. Но так как все быстро меняется, те средства приспособления, которые вчера обеспечивали это «невыделение», сегодня его уже не обеспечивают. Время от времени, невзирая на все усилия, приходится нарываться на удары по месту наименьшего сопротивления, что, однако, не дает точной ориентировки. Удар говорит, что что-то не так, но не отвечает на вопрос «как?» или «сколько?». Безболезненное приспособление происходит лишь тогда, когда индивид все, что слыхал про объекты, пересказывает дуалу, Ид которого время от времени разражается точными, категоричными, не оставляющими места никакому сомнению оценками объектов. При такой кооперации интуитивно-этический экстраверт чувствует себя защищенным: его Суперэго получает направленность.

За блоком Эго — — умение обеспечивать себя нужными отношениями с людьми. Уверенность в своей культурно-духовной ценности и привлекательности и в том, что его духовное Я должно привлекать людей. Как и умение разбираться в людях. Потому что духовное Я тем и ценно, что оно прекрасно разбирается в людях и может способствовать их духовному развитию.

По своей внешности такой человек чаще всего кажется уравновешенным и выдержанным, хотя в детстве ему присуща особая вертлявость и непоседливость (Том Сойер). Благодаря своему блоку Ид они никогда не бывают угрюмыми. Держатся так, чтобы вся их осанка способствовала доверию людей, тому, чтобы получать любую нужную информацию, склонять к доверительному общению, к «исповедям», Но так блок Эго сам делает отбор, то человек, который не представляет интереса, не будет приближен.

Как они относятся к людям с чуждой культурой? Культура определяется духовными качествами человека. А духовные качества этот тип видит, если только смотрит, полностью. И может ими манипулировать. Поэтому отношения с людьми другой культуры определяются потребностями. Когда это нужные люди, их духовный склад просвечивается как бы рентгеном, и во что бы то ни стало с ними устанавливаются отношения. С ненужными людьми умело выдерживают расстояние — с видом человека недоступного, занятого своим собственным миром. Другое дело — деловые качества этого человека. Это Суперэго, и здесь Гексли недоверчив, требует «объективных доказательств», дипломов, справок и т.п.

Проявление любой потенциальной энергии можно наблюдать лишь до тех пор, пока со стороны наблюдателя на ее источник нет волевого нажима, превращающего наблюдаемую потенциальную энергию в кинетическую, Поэтому люди этого типа в своих отношениях с другим людьми отличаются осторожностью: тактом, спокойствием, выдержкой и определенной медлительностью. В противном случае они потеряют достоверный источник информации. Они начнут получать информацию о кинетической, а не о потенциальной энергии индивида. Обмен сигналами с источниками потенциальной энергии прекращается. Поэтому даже тогда, когда этот тип проявляется с такой вертлявостью, как Том Сойер, в его отношениях с людьми остается момент наблюдательности. Они умеют слушать.

Благодаря своему знанию и пониманию значимых для них людей и дистанции, на которой они держат всех ненужных, умению ни с кем не портить отношений такие люди легко делают политическую или административную карьеру. Но не карьеру руководителя, которому нужно умение противопоставлять свою волю воле других.

Типичная для этого типа поза — поза Дина Рида на снимке с гитарой на плече*. Этот снимок как нельзя лучше характеризует отношение такого индивида к действительности. Кажущееся отсутствующим и как бы чем-то немного недовольное выражение лица и откинутое назад плечо. Гитара — лишь внешний атрибут, которого он сам как бы не замечает. Это составная часть позы. Плечо откинуто назад не из- за гитары. У этого типа всегда, на любом снимке видна эта тенденция — пренебрежительное движение плечом. Это, как в мимике выражение недовольства на лице, — то, чем они ограждаются от инициативы других людей, а когда нужно, напротив: привлекают к себе внимание. Можно сказать, что откинутое плечо и выражение недовольства — это и сигнал бунта, и сигнал того, что он созерцает что-то свое, в чем ему не следует мешать. Интересно, что это единственный тип личности, который можно представить себе с гитарой на плече — пусть это даже самый великий государственный муж или ученый, — и он не будет казаться ни смешным, ни на чужом месте. Это не ущемит его аристократической независимости. В основном потому, что он не стесняется людей. Он знает, что для других ценен — не столько своей внешней атрибутикой (чего он сам оценивать и не умеет), сколько духовными качествами.

* Под описание подходит этот снимок. (Прим. редактора)

Хотя в связи с тем, что влияние субъекта на субъект обуславливается, помимо всего прочего, личным обаянием, все этические больше прилагают усилий быть красивыми и элегантными, чем логические типы. Допустим, Гексли, при прочих равных условиях, одевается гораздо лучше Жукова, который менее элегантен, хотя в вещах разбирается более уверенно. Они легко становятся актерами. Притом — хорошими актерами. Но так как к актерской карьере у них исключительное стремление, то пробиться им трудно просто потому, что этот тип среди актеров преобладает. В этом можно убедиться, наблюдая за дешевыми фильмами слабых режиссеров, в которых нередко все главные роли исполняются одним типом. При этом высечь искру живого человеческого контакта не сможет и самый гениальный режиссер. Тем более интуитивные типы не смогут сыграть убеждающего в своей страстности поцелуя.

Чертой, присущей этому типу в быту, является умение ныть, жаловаться, умение эффективно демонстрировать свою беспомощность. Умение находить сочувствие у других людей без страха показаться смешным или жалким. Тот, кто чувствует за собой способность увеличивать своим вниманием ценность другого человека, всегда уверен, что он этому человеку нужен. Отсюда исключительная изобретательность и даже спекулятивность в отношениях с людьми. Он настолько уверен в своей духовной неотразимости, что не боится показаться «слабаком». Полная уверенность, что тот человек, который ему нужен, это именно тот человек, которому и он нужен и который им восхищается. Как мужчины, так и женщины этого типа в молодости, да и потом, уверены, что в них почти все влюблены.

Эмоциональный климат диады. Каждая довольная диада имеет присущий только ей эмоциональный климат. Эмоциональный климат этой диады неплохо передан в веселом фильме «Страшилище», где главные актерские роли исполнили актеры (ИЭЭ) и (СЛИ). Он – интуитивно-этический экстраверт, она — сенсорно-логический интроверт. Посторонним кажется, что на протяжении всего фильма между партнерами идет смешная, веселая, но глупая ссора и что о настоящей любви и духовной близости том не может быть и речи. Ну, а если в конце фильма герои все же остаются вместе, то только благодаря воле автора или потому, что увеселительный фильм должен закончиться браком. Или для того, чтобы показать, что любовь «простых людей», хотя и является грубой любовью, но это все-таки любовь, и в ней есть что-то от постоянства чувств.

По-другому воспринимают этот фильм люди, которым близок эмоциональный климат этой диады. Оказывается, на протяжении всего фильма эти двое людей последовательно влюблены друг в друга, а все, что там происходит, все перипетии их отношений — это частично проверка и доказывание другому своих чувств и внимания, частично притирка характеров, частично — шутки ради развлечения себя и публики. Это можно назвать «пробой на характер дополняющего», экзаменом. Например, оказывается, когда она захлопывает перед его носом дверь, предварительно вырвав из его рук цветы, то самое главное, что она приняла его цветы. А то, что его самого выбросила за дверь, — это так, мелочь. Несомненно, выдержать такой экзамен, не потеряв чувства юмора и надежды на отличное будущее, может только дополняющий. Но поэтому быть по-настоящему защищенным, а это значит — защищенным от обоюдосторонней обидчивости можно тоже только с дополняющим.

Мы все восхищаемся веселыми приключениями Тома Сойера. Том, как и автор книги, — (ИЭЭ), тетя Полли – (СЛИ). Но призадумался ли кто-то, как все это выдержать в реальной жизни, если сам человек относится к другой диаде?

Приведем еще пару примеров, с исключительной точностью отвечающих на вопрос, что такое интуитивно-этический экстраверт и его логика.

Пятнадцатилетний мальчик Альгис — интуитивно-этический экстраверт – ловит для коллекции жуков, За ним в это дело включаются младшие. «Нельзя» — заявляет герой. «Почему?» — недоумевает мать. — «Что же будет, если каждый станет делать то, что ему вздумается? Жуков и так мало», — отвечает мальчик, — «Да, но ты-то ведь ловишь», — продолжает недоумевать мать. — «Я — другое дело, — невозмутимо парирует Альгис, — я член зоокружка».

В сознании этого типа объект отличается какими-то конкретными свойствами, и эти его свойства определяют логику отношений с другими объектами. Мальчик (объект), который является членом кружка (свойство объекта), имеет право на жуков (отношение к другому объекту), а мальчик без этого свойства не может вступать в такое же отношение с жуками. Каждому объекту — свое логичное место.

Кинорежиссер такого типа (особенно в условиях отсутствия деловой конкуренции, как это было в условиях СССР) всегда предпочитает плохого актера с дипломом хорошему, но без специального образования. Потому что он не имеет права на собственную оценку объекта и признает лишь формальную социальную оценку. А что если другие люди поверят в талант одаренного, когда этот дар официально не санкционирован, и спросят: где твоя логика?

Такой ученый не склонен участвовать в научных дискуссиях, в которых рождается истина.

Интуитивные экстраверты умеют находить выход из положений, которые другим кажутся безвыходными. Очень часто живут, решая им самим не нужные проблемы. Просто так, для спортивного удовольствия. Для данного типа ИМ – это решение эмоциональных ситуаций. Благодаря пониманию духовной структуры людей, они знают, как сделать приятное. И не могут воздержаться от этого: своим вниманием стараются осчастливить каждого. Поэтому среди лиц противоположного пола пользуются исключительным успехом. В своих чувствах довольно неустойчивы — мешает «спортивный интерес». Способствует этому вера в свою ценность для других людей — элегантность, разумность, начитанность, хороший вкус и т.п.

Пища психосоматического блока Суперид — сенсорные ощущения, в том числе любовные ласки. Без них — это половина социальной активности, половина современного делового человека, потому что трудно представить себе такую подвижную жизнь, которая обеспечила бы необходимые сенсорные ощущения какими-то другими способами.

Сенсорные ощущения в жизни такого индивида играют столь большую роль, что это может сопровождаться страхом зависимости от другого. Тем более что для него физическая идентификация — это отказ от контроля над ситуацией. Вместе с физической идентификацией он из «дающего» превращается в «берущего» и становится зависимым от «дающего».

Характер данного блока обусловливает то, что в эротических играх этот тип стремится к ласкам, которые затрагивают всю поверхность тела. «Любят» кожей всего тела. Необходимо чувствовать все свое тело —т.к. это процесс самоматериолизации, ведущий к активации физической активности индивида, дающий ему внутреннюю уверенность в своей материальности, а тем самым способствующий решительной активности в социальной жизни.

Второй элемент этого блока требует творческого отношения партнёра к телу. здесь, как и в любой физической активности, следует за партнером по проложенной тропинке. Потому как женщины этого типа, так и мужчины, партнеров без практики предпочитают партнерам с практикой.

VI. Внешние черты

По-моему, осанка, мимика или даже способ одеваться — это лишь средства, с помощью которых механизм ИМ ограждает себя от ненужной информации и пробивается к нужной. Оградить себя удается тем, кто находится в психологически благоприятных условиях, то есть не попадает в поток сигналов, несущих вредную информацию и не дающих нужных, приводящих психику к равновесию. Поэтому у людей, не имеющих возможности защищаться от дезинтегрирующей информации, определенные черты лицо проступают наружу более явно.

Гораздо более ярко их тип ИМ проступает и в каждом движении, мимике, поступке. Это уже так называемые акцентуированные личности. Наиболее ярко тип ИМ проступает в крайне неблагоприятных условиях, которые приводят к тому, что акцентуации перерастают в психопатию.

Лицо интуитивно-этического экстратима неэмоционально, скорее, холодное. Губы узкие, а часто и сжатые в легкой пренебрежительной улыбке. Оно-то и придает оттенок «аристократизма» и держит других людей на нужном расстоянии.

Дружелюбная улыбка без подводных камней иронии, без демонстративной едкости адресуется, как правило, лишь самым близким. Благодаря продольным морщинам на лбу и вокруг губ создается впечатление, что лицо более продолговато, чем на самом деле. (У сенсорных экстратимов оно всегда кажется круглее, несмотря на те же исходные «циклотимные» данные, на ту же самую черепную коробку).

Есть склонность прижмуривать глаза, особенно — правый, что дает знаменитые поперечные марктвеновские морщинки на висках. На подбородке складки кончаются двумя мешочками.

Более узка и более длинна и выразительна левая сторона лица. Ведущий левый глаз смотрит на объект, за динамикой наблюдает правый вспомогательный.

Большим вкусом не отличаются, но стараются быть сногсшибающе элегантными, притом как бы слегка небрежными. Отличаются хорошей осанкой. Движения в какой-то мере небрежные, но плавные, легкие, слегка размашистые.

Осанка, мимика, жесты. Этот тип отличается достаточно скупой, но выразительной мимикой. Глаза чаще всего прищурены, особенно правый, и правый его уголок. Если считать от достаточно широко раскрытого левого конца левого глаза до совершенно зауженного правого конца правого глаза, получается как бы треугольник. Вокруг губ и носа в довольно раннем возрасте появляются линии, которые образуют тоже треугольник, с возрастом все более яркий. В глазах чаще всего можно заметить своеобразное не то недовольство, не то претенциозность, не то чувство своей значимости. Это воспринимается как протест и является предупреждением, что эмоциональные контакты диктует он сам, и другого не потерпит. Но это, кроме всего прочего, помогает придать значимость себе и своим проблемам. Иногда лицо очень спокойное, благородное. Особенно спокойное и особенно благородное именно из-за этого знака предупреждения по первой сигнальной системе.

Способ влияния на людей. Все этические это умеют. Они или балуют (), или становятся баловнями (). Все этические в какой-то степени приспосабливаются к требованиям социального окружения. У этого типа, особенно в молодые годы, на лице что-то от выражения баловня. Это как бы элементарное понимание того, что балуют только баловней. Если на лице есть налет недовольства, то окружающие на обращают больше внимания, а это значит, что больше и помогают, и балуют. Да и вообще, если у логических есть склонность изображать из себя сильных, способных в любую минуту помочь другим, даже когда это выше их сил, то у этических, наоборот, есть склонность прикидываться гораздо более слабыми, чем они есть на самом деле. «Быть сильным» для них всегда таит определенные опасности. Объективно это совершенно правильно. То, что является опасным для сознания этического, или, допустим, его чувства достоинства, — не опасно для логического типа.

Design a site like this with WordPress.com
Get started